Самолет Ил-14

Самолет Ил-14

Пассажирский самолет Ил-14 с двумя двигателями АШ-82Т предназначен для эксплуатации на гражданских воздушных линиях.
Экипаж самолета состоит из 5 чел. (два пилота, бортрадист, бортмеханик и бортпроводник). Число пассажиров — 18 чел.
На самолете оборудовано два багажных отделения. Самолет Ил-14 является монопланом с низкорасположенным трапециевидным в плане крылом. Конструкция крыла моноблочная, трехлонжерониая. Крыло состоит из центроплана и двух отъемных частей — консолей.

Стрингеры крыла изготовлены из прессованных профилей. Часть нервюр выштампована из листа, остальные нервюры — составные клепаные.

Фюзеляж обычной цельнометаллической конструкции. полумонокок. Продольный набор фюзеля¬жа выполнен из прессованных профилей уголкового сечения. Поперечный набор состоит из клепаных шпангоутов различных сечений.

Хвостовое оперение по конструкции напоминает крыло самолета. Стабилизатор и киль — моноблочные, имеют по три лонжерона и работающую обшивку.
Рули, элероны и закрылки в силовом отношении однотипны. Они имеют металлический лонжерон, штампованные нервюры н жесткий носок. Весь каркас обтянут полотном.
Два двигателя AШ-82T установлены в удобообтекаемых гондолах на центроплане. Выхлопные трубы проходят над крылом за его заднюю кромку.

Топливные баки помещены в межлонжеронные пространства консолей крыла; маслобак и масло-радиатор — в гондолы рядом с двигателем.
Управление двигателями — тросовое. Для запуска на двигателях смонтированы электроинерционные стартеры.
На самолете имеются два огнетушителя с углекислотой, которые трубопроводами соединены с распылительными насадками в гондолах.

Система уборки и выпуска шасси, система торможения Ил-14 гидравлическая. Выпуск шасси и торможение могут быть продублированы с помощью аварийной воздушной системы.
Управление рулями, элеронами и триммерами руля высоты — тросовое. Триммер руля поворота управляется электромеханизмом.
Передние кромки консолей крыла, стабилизатора и киля, воздухозаборники и стойки антенн снабжены противообледенительными камерами, горячий воздух в эти камеры поступает из калориферов, надетых на выхлопные трубы двигателей.

Передние стекла фонаря кабины пилотов предохраняются от обледенения и запотевания тремя способами: обдувом теплым воздухом, электрообогревом и гидравлическими стеклоочистителями с одновременным смачиванием поверхности стекла спиртом. На лопасти винта в качестве противообледенительного средства также подается спирт.

Отопления кабин самолета Ил-14 получает тепло от общих для систем отопления и противообледенителей калориферов, надетых на выхлопные трубы двигателей. Нагретый воздух поступает в кабину через отдушины в коробе теплого воздуха (пассажирская кабина) и насадки (в кабинах экипажа).
Для подхода к разъемам проводок управления, электроразъемам, шарнирным узлам и отдельным агрегатам, требующих периодических осмотров и смазки, имеются многочисленные люки в обшивке крыла, гондол двигателя и фюзеляжа.

На самолете Ил-14 для пассажиров созданы условия для неутомительного и приятного полета.
При входе в самолет пассажир оставляет свое пальто и головной убор в гардеробе. Громоздкие чемоданы и другой багаж помещаются в переднем или заднем багажнике. Сумки, свертки, книги пассажир располагает на багажных сетках, имеющихся у каждого ряда кресел.

Мягкие плюшевые кресла с тщательно подобранной конфигурацией сиденья, спинки и подголовники способствуют отдыху.

Чехлы на подголовник из тонкого белого полотна заменяются перед каждым полетом. В кресле пассажир может сидеть либо полулежать благодаря отклонению спинки и выдвижению сиденья.
Система отопления с использованием тепла двигателей вполне обеспечивает внутри кабин привычные «комнатные» температуры на всех режимах полета. Конструкция отопительной системы исключает возможность загрязнения воздуха в кабине различными примесями.

Читайте также:  Ту-144

Кабины хорошо вентилируются. Пассажир самолета может включить индивидуальную вентиляцию, вытянув стаканчик вентилятора и направив струю свежего воздуха на себя.
Окраска пассажирской кабины и всех предметов в ней сделана в светлых, успокаивающе действующих на пассажиров тонах.

Имеются три разновидности окраски и подбора отделочных материалов. В одном случае общий тон отделки кабины розово-бежевый, в другом — серебристо-серый, в третьем — оливковый. Красители применяются негорючие, сорта тканей подобраны тоже с пониженной горючестью.
Двери, оконные рамы, отделочные рейки самолета сделаны из металла; на них особым способом нанесены рисунки структуры ценных пород дерева — ореха, карельской березы, чинары, что создает полную иллюзию полированного дерева. На имитированные таким способом детали не оказывают воздействие влага, содержащаяся в воздухе, и резкие изменения температурных условий. Пол кабины устлан плюшевым паласом.

Крыло свободнонесущее трапециевидное трех лонжеронное моноблочной конструкции состоит из трех частей: центроплана и двух консолей (ОЧК — отъемных частей крыла). Лонжерон, стрингеры, нервюры и обшивка образуют силовой кессон, работающий на изгиб и кручение.
В передней части носка крыла Ил-14 помещается камера теплового противообледенителя.
В межлонжеронных частях консолей крыла расположены топливные баки.

Центроплан самолета Ил-14 состоит из продольного и поперечного наборов силовых элементов и обшивки. Продольный набор составляют три лонжерона, проходящие по всему размаху, и стрингеры. Центроплан имеет три нервюры — силовые и не силовые.
Отъемная часть крыла (консоль) состоит из основной части и съемного концевого обтекателя. К хвостовой части крыла подвешены на узлах элерон и закрылок.
Носок крыла оборудован под термический противообледенитель.
Высота кабины 1940 мм обеспечивает свободный проход высокого человека в полный рост. Кабины звукотеплоизолированы и отделаны декоративными материалами.По правому борту фюзеляжа расположено восемь и по левому семь окон прямоугольной формы.

Дверь находится на правом борту фюзеляжа и открывается наружу
Дверь склепана из уголков, швеллеров и обшивки. С внутренней стороны дверь звука и тепло-изолирована и отделана подобно интерьеру пассажирской кабины. Дверь имеет два замка, посредством которых обеспечивается плотное и надежное закрывание двери в полете. Один из замков запирается ключом снаружи во время стоянки самолета. Рядом с дверью с внутренней стороны фюзеляжа установлены поручни. В открытом положении дверь закрепляется стопором.

Хвостовое оперение Ил-14 свободнонесущее однокилевое. Угол поперечного и горизонтального оперения равен 4°. Стабилизатор и киль — моноблочной конструкции с работающей обшивкой.
Руль высоты сделан из двух половин. На руле высоты установлены триммеры, на руле поворота — пружинный сервокомпенсатор. Рули имеют аэродинамическую осевую компенсацию и весовую балансировку. Каркас всего хвостового оперения и обшивка киля и стабилизатора металлические, обшивка рулей — из полотна ACT-100.

Читайте также:  IAI Jet Commander/Westwind/Astra

Двигатель. На самолете установлены два поршневых двигателя воздушного охлаждения АШ-82Т. Эти двигатели специально предназначены для эксплуатации в транспортной авиации, и им присвоен дополнительный шифр Т — транспортный.
АШ-82Т представляет собой четырехтактный бензиновый двигатель воздушного охлаждения со звездообразным расположением цилиндров и непосредственным впрыском топлива.
Двигатель имеет 14 цилиндров, расположенных на среднем стальном картере в шахматном порядке в два ряда.

Винт. На двигателе установлены четырех лопастные автоматические винты постоянной частоты вращения АВ-50 диаметром 3,8 м с гидравлическим приводом для изменения шага винта в полете и гидравлическим приводом для установки лопастей во флюгерное положение и вывода лопастей из него.
Рабочий диапазон поворота лопастей с помощью регулятора постоянной частоты вращения Р-50 равен 23°. Полный диапазон — 71°. Масса винта — 205 кг

Управление уборкой и выпуском шасси и торможение колес производятся от обще-самолетной гидравлической системы.

Система торможения колес дублирована. При выходе из строя основной гидравлической системы торможение производится с помощью аварийной гидроазотной системы, в которой источником энергии служит сжатый азот

Самолет Ил-14.Гидравлическая и воздушная системы
Эти системы самолета предназначены для обслуживания шасси, закрылков, тормозов, автопилота и стеклоочистителя.
Гидравлическая система обслуживает все эти агрегаты в нормальных условиях эксплуатации самолета Ил-14. Воздушная система предназначена для случаев аварийного выпуска передней опоры шасси, аварийного торможения и зарядки воздушных камер гидроаккумуляторов. Гидравлическая система работает при давлении и 0,11 МПа (110 кгс/см2).
В качестве источников питания аварийной системы сжатым воздухом служат два баллона: одни на 8 л используется для аварийного выпуска передней опоры шасси, другой на 3 л используется для аварийного торможения.

Система управления самолета Ил-14

На самолете установлено двойное управление рулями, элеронами и тормозами шасси.
Каждый пилот имеет штурвальную колонку для управления рулем высоты и элеронами и педали для управления рулями поворота с установленными на них тормозными гашетками. Управление смонтировано против кресел пилотов, расположенных в кабине рядом.
Между креслами пилотов помещен центральный пульт, на котором, помимо агрегатов управления двигателями, размещено управление двигателями и управление триммерами руля высоты, поворота и элеронов, управление стопорами рулей, элеронов, секторов нормального газа и управление стопором тормозов. Управление триммерами находится в месте, доступном для пользования обоими пилотами.

Управление взлетно-посадочными закрылками и шасси гидравлическое. Рукоятки кранов также расположены на центральном пульте.
В систему управления рулем высоты, поворота и элеронами включены рулевые машинки автопилота, кран включения которых расположен также на центральном пульте на вертикальной стенке. Гидравлические рулевые машинки автопилотов включены последовательно в тросовую проводку управления самолетом, т. е. их штоки являются частью проводки и соединены с системой управления тросами диаметром 4 мм.

Управление самолетом тросовое. Тросы применяются особо гибкие. Тросы перед установкой на самолет Ил-14 вытягиваются грузами.
Для увеличения жесткости системы управления рулем высоты, поворота и элеронами проводка выполнена двойными, параллельно идущими тросами.
Тросы управления, идущие от штурвальной колонки, педалей и штурвала управления триммерами, проходя через систему направляющих роликов, крепятся к соответствующим рычагам управляемых элементов. Для удобства подхода к тросам управления панели пола центрального прохода в кабинах самолета сделаны легкосъемными. С нижней поверхности самолета тросы могут быть осмотрены через наружные лючки.

Читайте также:  Пассажирский самолёт DH106 Comet

Противообледенительная и отопительная системы самолета Ил-14

Самолет Ил-14 оборудован комплексной системой воздушно-тепловых противообледенителей и отопления.
Противообледенители установлены на крыле, стабилизаторе и киле, а также на заборниках воздуха отопления калориферов. Обогревается также мачта антенны АРК-5.
Передние стекла фонаря защищены от внешнего обледенения при помощи электрообогрева. В случае отказа электрообогрева защита обеспечивается подачей спирта на стекла с одновременным включением гидромеханических стеклоочистителей, имеющих обозначение ГА-80. Для предотвращения внутреннего запотевания передние стекла обдувают ся горячим воздухом, подведенным к стеклам от системы отопления. Если по каким-либо причинам обдув стекол прекращен, то от внутреннего запотевания может предохранять электрообогрев.
Винты имеют жидкостную систему защиты от обледенения с принудительной подачей спирта на лопасти от насоса СН-1.

Система отопления кабин Ил-14 выполнена двухконтурной. Воздух, нагретый в калориферах на выхлопных трубах, подается к воздухо-воздушному радиатору и, пройдя через него, выходит в атмосферу. Воздух для отопления кабин забирается из атмосферы через специальный заборник в фюзеляже, проходит также через радиатор и далее направляет ся в кабины. В радиаторе кабинный и продувочный воздух проходит по обособленным полостям.
не сообщающимся между собой, чем гарантируется чистота кабин но го воздуха и невозможность загрязнения его угарным газом.
Калориферы подогревают воздух и для отопления, и для противообледенителей.

Комплексная система противообледенителей и отопления в случае интенсивного обледенения позволяет существенно увеличить эффективность противообледенителей путем полного или частичного прекращения работы отопления. Кроме того, система надежно действует при полете самолета с одним работающим двигателем.

В общую противообледенительную и отопительную системы самолета Ил-14 входят следующие устройства:противообледенители крыла и хвостового оперения; спиртовые противообледенители винтов и стекол фонаря; гидромеханические стеклоочистители;электрообогреваемые стекла;система предохранения стекол фонаря от внутреннего запотевания; система отопления кабин самолета;система вентиляции.

Радиооборудование самолета Ил 14 позволяет осуществлять постоянную связь (телефонную или телеграфную) экипажа самолета с землей, связь между самолетами, находящимися в воздухе, внутри самолетную связь между членами экипажа.

Кроме того, радиокомпасы АРК-5, радиовысотомер РВ-2 и устройство «Материк» с дальномером обеспечивают выполнение ряда задач навигации и пилотирования.

Радиоответчик на запрос наземных или самолетных станций дает автоматический ответ кодом о принадлежности самолета.
Для большей безопасности при эксплуатации все основные операции по связи и навигации дублируются на самолете двойным комплектом радиооборудования. В комплект радиооборудования самолета входят: связная радиостанция РСБ-Д; командная, она же дополнительная связная станция РСБ-5; командная станция РСИУ-ЗМ; автоматический радиокомпас АРК-5 — два комплекта

Обсуждение закрыто.