IAI Jet Commander/Westwind/Astra
Первый серийный самолет Jet Commander поднялся в воздух 5 октября 1964 года, all января 1965 года после получения сертификата Федеральной авиационной администрации США (FAA) была выполнена первая поставка машины заказчику. Среди первых покупателей Jet Commander оказались американские гольфисты Арнольд Палмер и Джек Никлаус, а также немецкий издатель Алекс Шпрингер. Jet Commander выпускался в 1965 году по восемь машин в месяц, его каталожная стоимость составляла 750 тысяч долларов,самолет активно поставлялся за-казчикам в Канаде, Франции, Мексике, Швеции, Швейцарии и ряде стран Латинской Америки.
Вскоре появилась модернизированная модификация — Model 1121А, отличавшаяся доработанными шасси и топливной системой, а также улучшенным интерьером кабины. За ней последовал вариант Model 1121В — с усиленным шасси, увеличенной на 454 кг (до 8391 кг) максимальной взлетной массой и новыми, более мощными двигателями CJ610-5 тягой 13,12 кН.
В 1967 году «Rockwell Standard Corporation» приобрела компанию «North American Aviation», выпускавшую в то время легкие корпоративные/военные реактивные самолеты семейства Sabreliner. Однако по антимонопольному законодательству США новой компании — «North American Rockwell Corporation» — пришлось отказаться от выпуска одной из моделей. В итоге было решено выставить права на выпуск Jet Commander вместе с производственными мощностями на продажу.
В сентябре 1967 года права на Jet Commander приобрела израильская «Israeli Aircraft Industries» (IAI), которая в середине 1968 года начала его выпуск на заводе в районе аэропорта города Лод. Вначале компания достроила несколько доставшихся ей незавершенных машин — они предлагались под обозначением Commodore Jet.
Впоследствии специалисты IAI создали на базе Model 1121В два прототипа варианта Model 1122, а затем — серийный вариант самолета Model 1123 Westwind, вначале также именовавшийся как Commodore Jet и отличавшийся удлиненным на 56 см фюзеляжем (это позволило увеличить вместимость салона до 10 пассажиров), измененным местом расположения передней входной двери, наличием дополнительных иллюминаторов в салоне, новыми двигателями CJ610-9 тягой по 13,79 кН, а также переработанным крылом и дополнительными топливными баками на законцовках крыла. Прототип Westwind (4X-COJ) поднялся в воздух 28 сентября 1970 года, были выпущены 36 таких самолетов, включая два для ВВС Израиля (использовались для VIP-перевозок). Основная же часть этих машин была приобретена американскими компаниями.
Новые двигатели
Следующей стала модификация Model 1124 Westwind, совершившая первый полет 21 июля 1975 года и отличавшаяся новой силовой установкой на базе двух экономичных турбовентиляторных двигателей Garrett AiResearch TFE731-3-1G тягой по 16,50 кН, а также усовершенствованными крылом, шасси, бортовыми системами и авионикой. Максимальная взлетная масса машины возросла до 10660 кг, а дальность полета увеличилась на 33%. Были проданы 50 таких самолетов.В 1978 году в серию пошла модификация Model 1124 Westwind 1, отличавшаяся несколько доработанной конструкцией и, самое главное, съемным топливным баком на 382 л в переднем багажном отсеке. Кроме того, примерно на 5% был увеличен объем кабины, а в качестве стандартного оборудования стал применяться метеорадар RCA Primus 400 с цветным индикатором. Вновь большая часть из выпущенных 116 самолетов новой модели была продана в США, причем оборудование кабины, установка авионики и покраска машин выполнялись уже на территории США. Четыре Westwind 1 были поставлены немецкой компании «Rhein-Flugzeugbau» (МВБ), где использовались в качестве буксировщиков мишеней — в интересах ВС ФРГ.
Параллельно с разработкой и выпуском гражданских Westwind компания IAI разработала морской патрульный вариант Model 1124N Sea Scan (или Coastwatch). Прототип был построен на базе одного из принадлежавших израильским ВВС самолета Model 1123 и совершил первый полет в августе 1978 года. В период с 1979 по 1981 годы израильские ВМС получили три таких самолета, которые отличались подкрыльевыми узлами для подвески различного вооружения и снаряжения, установленной в носовой части поисковой РЛС Litton Industries APS-504(V)2, навигационной системой Omega, современным комплексом радиосвязи (ОВЧ/УВЧ), оснащенными блистерами рабочими местами операторов и возможностью размещения на борту различного дополнительного оборудования, включая магнетометр, ТВ-камеры для низких уровней освещенности и пр. Самолет мог нести торпеды или ПКР Gabriel III. Дальность полета машины на малой высоте, около 900 м, в поисковом режиме достигала 2426 км, что позволяло в ходе полета «обработать» площадь порядка 268 034 км2. На больших высотах дальность полета самолета возрастала до 4597 км, при этом продолжительность полета на высоте 13715 м при скорости 832 км/час достигала восьми часов, в назначенном же районе скорость полета могла снижаться до 259 км/ч.
Westwind 2
В апреле 1979 года был облетан новый вариант Model 1124А Westwind 2 — последний представитель семейства Westwind, оптимизированный для эксплуатации в жарком климате и в горных условиях. Самолет оснащался новым крылом с установленными поверх концевых топливных баков винглетами, разработанными специалистами НАСА. Прототип 4Х-СМК был перестроен из раннего серийного Model 1124 Westwind, и после испытаний и сертификации первая машина была поставлена заказчику в мае 1980 года — колумбийской компании «Helicol». Выпуск Westwind 2 продолжался до 1987 года, после поставки более 50 машин их сборка была прекращена.