Ту-144

Ту-144

Ту-144 — первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет. Он не только в два раза превысил скорость звука, но и на десятки лет опередил время. У Ту-144 был лишь один конкурент-европейский «Конкорд». Но почему же эра сверхзвуковых пассажирских перевозок на сегодняшний день так и не началась?

В 1950-е годы, когда отгремела мировая война, наступил расцвет пассажирского авиатранспорта. Но даже на самолете дальние путешествия отнимали много сил и времени, и тогда ведущие державы решили перевести гражданскую авиацию на «сверхзвук»! Первыми разработку сверхзвукового лайнера начали англичане, но быстро поняли: в одиночку такой грандиозный проект не осилить. Великобритания заключает альянс с французами, а проект получает имя «Конкорд», что на обоих языках значит одно и то же — «согласие».
Сверхзвуковой пассажирский самолет был необходим и СССР: основной реактивный пассажирский самолет того времени, Ту-104, от Москвы до Хабаровска летел с двумя дозаправками, Турбовинтовой Ту-114 на дозаправку не садился, но в полете был целых 14 часов. А сверхзвуковой Ту-144 расстояние 8500 километров преодолел бы за 3 с половиной часа!

Аэродинамика Ту 144 была выше, чем у истребителей. авиации оценивают соотношение подъемной силы и аэродинамического сопротивления чем коэффициент больше, тем лучше, У Ту-144 на двойной скорости звука это отношение равнялось 8,1, на «Конкорде» — 7,7, а большинство «МиГов» едва дотягивало до 3,4! Планер супер самолета на 20% сделали из титана, ведь во время полета фюзеляж разогревался до 200 градусов. Единственный самолет в мире, в котором так же применялся титан,- SR-71, знаменитый «Черный дрозд», сверхзвуковой разведчик из США.

Кабина Ту-144 и «Конкорда» при взлете и посадке опускается — иначе летчики просто не видели бы ВПП! Нос обычных пассажирских самолетов имеет не столь заостренную форму, но за счет этого ухудшается аэродинамика самолета. На «сверхзвуке» это привело бы к дополнительному расходу топлива и опасным нагрузкам на планёр.

Читайте также:  IAI Jet Commander/Westwind/Astra

Ту-144 продолжал полеты лишь в испытательных целях и для установления мировых рекордов. К 1994 году из 19 выпущенных Ту-144 сохранилось только три. Самолет переделали в «летающую лабораторию», присвоили индекс ЛЛ и установили двигатели НК-321, как на стратегическом бомбардировщике Ту-160, Результаты исследований, полученных на Ту-144ЛЛ, инженеры используют при разработке нового сверхзвукового лайнера Ту-244. Над аналогичной машиной трудятся и в США. Если удастся сделать новый самолет гораздо экономичнее предшественников — тогда, наконец, и начнется эпоха сверхзвуковых путешествий!

Первый полет Ту-144 состоялся 31 декабря 1968 года, на два месяца раньше «Конкорда»! Советский самолет первым преодолел и звуковой барьер — это произошло 5 июня 1969 года на высоте 11 ООО метров, А рубеж в 2 Маха Ту-144 взял через год: на высоте 16 300 м самолет развил скорость 2150 км/ч! К сожалению, реальная дальность полета оказалась в полтора раза меньше расчетной — как и англо-французский «Конкорд», Ту-144 потреблял слишком много топлива! «Аэрофлот» запустил только один регулярный рейс на этом лайнере: «Москва — Алма-Ата». Билет на Ту-144 стоил 68 рублей, а на обычный самолет-48. Разница была огромной: сверхзвуковые самолеты летали полупустыми, и через 7 месяцев Ту-144 сняли с регулярных рейсов. Похожие проблемы испытывал и «Конкорд»: из Европы в Америку летали всего 14 самолетов, и даже дорогие билеты не могли компенсировать авиакомпаниям огромные расходы на топливо.

Обсуждение закрыто.